Нередко мы слышим, что от элитных напитков никто не спивался и не становился алкоголиком, но это заблуждение, ведь фактически человек употребляет не виски или коньяк, а спирт в другой дозировке. Со временем, такая модель поведения становится привычкой и вызывает зависимость. Республика Беларусь – это страна, где активно пропагандируется здоровый образ жизни, но пока политику государства сложно назвать эффективной. По данным Всемирной организации здравоохранения Беларусь возглавила список самых пьющих стран мира в 2020 году.
Данная проблема становится все более актуальной для многих руководителей компаний. Никто не посмотрит на Вас с осуждением за бокал шампанского на корпоративе, но когда употребление алкоголя становится ежедневным явлением, начальству стоит забеспокоиться и в случае острой необходимости принять меры.
Предпосылки употребления алкоголя
Издавна сложился стереотип, что проблемы со спиртным присущи людям рабочих специальностей. Ведь складывается впечатление, что в данной среде благоприятные условия для пьянства (например, артист после премьеры вряд ли откажется от «угощения»).
Действительно, во многих рабочих коллективах существует традиция в виде распития спиртного по поводу аванса или начисления заработной платы. Однако, проведенные исследования настойчиво утверждают, что список самых пьющих профессий возглавляют педагоги, бухгалтеры и врачи. Многие подумают, что это нелепая ложь, ведь специальности требуют высшего образования и высоко ценятся в обществе, однако факты
не поддаются скепсису.
Почему же так сложились обстоятельства? Мы не будем разбирать каждую профессию и сосредоточим внимание на бухгалтере. Спусковым механизмом употребления спиртных напитков является:
- Повышенный уровень ответственности. Без главного бухгалтера невозможно представить ни одно предприятие. На его плечах лежит огромная ответственность, ведь от его действий зависит благосостояние компании и работников предприятия. В противном случае ему придётся отвечать не только перед хозяином компании, но и перед законом. В связи с этим человек чаще нервничает и находится в постоянном стрессе. Давно известно, что все болезни от нервов и алкоголизм – не исключение.
- Мультипликационный эффект (ожидание – реальность). Вместо того чтобы воплощать в жизнь сумасшедшие проекты на работе, сотрудник сталкивается с ежедневной рутиной. Бухгалтер вряд ли пожалуется на не достойную заработную плату, но это совсем не значит, что для него свет сошёлся на заработке денег.
- Моральное истощение. Специалисты часто трудятся на износ, не вовремя уходят в отпуск, ежедневно сталкиваются с проблемами и впоследствии теряют интерес к работе. Люди начинают просто искать способ расслабиться, сбросить обороты.
Нередко в таком состоянии они прибегают к употреблению спиртного или различных стимуляторов. Итог такого времяпровождения один. Бухгалтер, теряет кондицию и начинает хуже, справляется со своими обязанностями. Не играет роли количество выпитого, если Вы не можете без этого прожить.
Дурной пример – заразителен
Любая модель поведения наследуется от руководителя. Если начальник позволяет себе в перерыве выпить бокал пива, то и его подчинённые по истечению времени последуют сложившейся тенденции.
Всегда оставайтесь требовательным шефом не только для своих сотрудников, но и к самому себе. Помните, что вы первое лицо компании, а репутация и стабильный доход для вас в приоритете. Не позволяйте минутным слабостям подвергать любимое дело риску.
Столкнувшись с проблемой такого рода, нельзя бездействовать. Если однажды спустить пьянство с рук ждите рецидив. Не берите во внимание прежние заслуги сотрудника и обязательно примите меры. Таким образом, вы предотвратите возможные проблемы в будущем.
Какие меры предпринять, застав главного бухгалтера не трезвым в рабочее время?
Не стоит сразу увольнять провинившегося работника. Выпивающий главный бухгалтер – это проблема для рабочего процесса, но увольнение выдающегося работника может ударить по функционированию бизнеса. Для начала стоит провести беседу, выяснить причину, попросить не повторять подобных действий, так как за ними идут последствия.
Законодательство Республики Беларусь категорично к выпивающим во время рабочего процесса. Подобный поступок является законным основанием для расторжения трудового договора. Во избежание трудностей в будущем руководителю стоит провести ряд мероприятий в следующем порядке:
- Недопущение на рабочее место, если сотрудник явился на рабочее место в нетрезвом виде.
- Отстранение от рабочих обязанностей, если обнаружили его не трезвым на протяжении рабочей смены. Издаётся приказ, где указывается причина и сроки отстранения лица от служебных обязанностей.
- Направить сотрудника за медицинским заключением. Просто вызываете наряд милиции, чтобы зафиксировать факт нарушения трудовой дисциплины.
- Получить доклад сотрудника в письменном виде, если он противится – составить соответствующий акт, так сотрудник не отвертится от привлечения к ответственности.
- Прекратить сотрудничество с данным специалистом, внести записи в трудовую и подать на подпись провинившемуся сотруднику.
- Рассчитать сотрудника. Важно произвести расчёт в течение месяца с момента выявления и с учётом всех тонкостей бюрократии. Будьте готовы, что некоторые моменты потребуют дополнительных уточнений, так как увольнение по «алкогольной» статье во многих сферах весьма затруднительно.
На предприятиях с пропускной системой, намного легче навести порядок. Из выше сказанного, следует, что не профессиональное поведение в рабочее время необходимо держать под строгим контролем. Лиц в нетрезвом виде не следует вовсе пускать на территорию объекта.
Разъяснительные мероприятия являются неотъемлемой частью популяризации здорового образа жизни и станут залогом сохранения благоприятного микроклимата в коллективе. Грамотно преподнесите команде правовые аспекты в аналогичных ситуациях. Надеемся, что никто не поставит карьеру под сомнения в обмен на очередной день пьянства.
С абсолютной уверенностью можно сказать, что увольнение добросовестного кадра по вине алкогольной зависимости худшее ощущение для любого руководителя. Не доводите ситуацию до точки невозврата, правильно расставляйте приоритеты и держите свой бизнес под контролем.